От выбора материала, способа печати зависит прочность, надежность и презентабельность маркировки и упаковки, поэтому нужно разбираться в технических особенностях разной продукции. В этой статье мы и рассмотрим, из чего может быть сделана наклейка, как напечатана, какие есть плюсы и минусы у сырья и методов изготовления.
Виды этикеток и носителей для их печати
Производители выпускают этикетки 2 видов по типу материала:
- бумажные — к ним относят ЭКО, ТОП, ПЛГ;
- синтетические — полипропиленовые (ПП), полиэтиленовые(ПЭ).
Первая группа экологичнее и дешевле, однако бумага подвержена порче от влаги, жиров, солнечных лучей. А синтетические изделия лишены этого недостатка, поэтому их можно использовать для упаковки, маркировки товаров, которые будут перевозиться или храниться в неблагоприятных условиях.
Также носители и стикеры подразделяют на 3 группы в зависимости от клеевого слоя, нанесенного на производстве:
- съемные — легко удаляются без следов на упаковке, оборудовании;
- постоянные — отличаются высокой прочностью сцепления, поэтому их сложно удалить;
- с усиленной фиксацией — этикетки выдерживают любые условия, повреждения. В случае химического, солнечного воздействия клей выстоит благодаря особой технологии производства.
Чаще всего на предприятиях используют самоклейки в рулонах. На бумажной ленте размещены наклейки, на которые наносится краска или изображение путем термопечати. Их легко хранить, вставлять в устройство, а после выпуска стикера — приклеить. Также вы можете встретить фальцованные стикеры, т. е. сложенные в виде гармошки. Они подходят для принтеров, имеющих задний паз.
По оформлению наклейки бывают:
- чистыми — это белые стикеры с особым покрытием для печати информации на термопринтере или без него. Их часто используют на предприятиях для нанесения актуальной информации о продукте, содержимом контейнера, например: в магазинах, на логистических предприятиях;
- заполненными — на ярлыке заранее печатают штрих-код, текст, логотип компании. Они подходят для оформления упаковок.
По форме этикетки могут быть любыми. Обычно в магазинах продают квадратные, прямоугольные, круглые, но также встречаются фигурные (ромб, овал, зиг-заг). Последние в основном выпускаются по предзаказу.
Кроме того, сейчас существуют smart-этикетки. Они отличаются от стандартных тем, что между слоями размещают RFID-метку для маркировки некоторых групп товаров. Они содержат больше информации, чем бумажный стикер. Однако их производство обойдется дороже, поэтому умные маркировки используют только в случае с элитными товарами, или если этого требует законодательство.
Виды бумаги для этикеток
Материалы для маркировки подразделяют на группы по 5 критериям:
- обработка поверхность — мелованная или нет;
- отделка — одно-, двухсторонняя гладкость, тиснение;
- защита от жидкостей — влагопрочная или нет, величина впитывания воды;
- отношение к жирам — жиропроницаемая или непроницаемая;
- технология во время печати и отделки — лакированная, кашированная, металлизированная, высеченная и другая.
Также бумагу подразделяют по оформлению. На первый тип бумаги наносят термочувствительный слой, который темнеет при воздействии высоких температур. Такой способ подходит для этикетирования товаров с небольшим сроком хранения, например, развесных овощей в супермаркете. Если же на поверхность наносится краска с помощью риббона, то материал может быть матовым, полуглянцевым, глянцевым.
В России этикетировочную бумагу по ГОСТ 7625 разделяют на 3 марки:
- А — каландрированное сырье для печати офсетным способом многоцветных этикеток высокого качества с последующей отделки;
- В — материал односторонней гладкости, подходящий для выпуска простых этикеток без нанесения краски;
- М — бумага одностороннего мелования для изготовления многокрасочных стикеров с возможностью отделки.
Виды синтетических этикеток
Синтетические этикетки характеризуются более высокой стоимостью, но зато они прочнее и практически не портятся под влиянием неблагоприятных условий. При этом стикеры могут быть прозрачными и содержать голограммы. Их стоит использовать для этикетирования продукции, которая будет долго храниться и перевозиться.
Виды синтетических этикеток:
- полиолефин — материал устойчив к повреждениям, кислотам, влаге. Сохраняет свойства при температуре в пределах от –40 до +100 °C;
- полиэтилен — выдерживает воздействие воды и химии, а также температуру от –10 до +80 °C. Особенностью таких этикеток является эластичность — они растягиваются в случае деформации товара, а не рвутся. Из-за свойств их активно используют в косметической сфере, на производствах бытовой химии;
- поливинилхлорид — не размокает в воде и не повреждается из-за трения в процессе производства. Материал активно используют, если есть требование выпускать стикеры максимально быстро, т. к. он выдерживает скорость печати до 101 мм/сек;
- полипропилен — имеет защиту от масла, спиртовых растворов, влаги. Используется для упаковки медикаментов, косметики, химии. Стикеры возможно приклеить при температуре не более +5 °C;
- полиэстер — устойчивый материал, который не теряет своих свойств в зависимости от условий от года до 5 лет. Характеризуется прочностью прикрепления и рабочей температурой в пределах от –40 до +150 °C;
- полиамид — наиболее надежный материал, выдерживающий любые внешние, химические воздействия, а также высокую температуру (до +190°C).
Способы печати этикеток
Существует 6 способов печати этикеток. Подробно рассмотрим каждый из них
Флексография
Изготовление стикеров происходит путем нанесения на бумажную или синтетическую основу быстро высыхающих жидких красок. Внешне изделие выглядит как полимерная пластин. Наклейки производят в ротационных печатных машинах со специальных форм. Флексография подходит для выпуска крупных тиражей упаковок, стикеров — от 50 тысяч штук.
Подвидом этого метода печати является офсетный. Он отличается тем, что форма не соприкасается с материалом напрямую, а через цилиндр. Благодаря этому изображение переносится точно, а не зеркально.
Офисная печать
Бюджетный вариант, для которого нужен чистый расходник и картриджный принтер. В таком случае используются самоклейки формата А4.
Недостатком офисной печати является недолговечность и ограниченная сфера применения.
Посредством этикет-пистолета
Этот инструмент выпускает небольшие ярлыки, ценники. Их часто используют для маркировки продукции на складах, в логистических центрах с большой проходимостью, т. к. пистолет отличается высокой скоростью печати.
Глубокая печать
Так называют перенос информации на поверхность с помощью форм заполненных краской. На выходе получается качественной изображение с точной цветопередачей, включая полутона.
Для этого метода подходят этикетки как из бумаги, так и синтетических материалов. Чтобы нанести краску требуется тигельный станок, ротационная машина или ручной пресс. Глубокую печать используют сравнительно редко, т. к. она отличается высокой стоимостью стикера. Ее применяют для этикетирования, оформления брендированных коробок.
Внимание! Данный метод используется чаще для изготовления упаковки, чем этикеток. При этом минимальный тираж составляет 70 000 экземпляров.
Термопечать
Для нее требуется только термопринтер и этикетка с термочувствительным слоем. Горячая головка контактирует с наклейкой, из-за чего на последней появляется нужная информация.
Этот метод отличается низкой стоимостью, т. к. нужен минимум оборудования и расходников. Однако термопечать позволяет изготовить только черно-белые бумажные стикеры, а срок сохранения первоначальных свойств не превышает полгода.
Кроме того, наклейки портятся из-за влаги, солнца, химии и механического воздействия.
Термотрансферная печать
Ее делают на принтерах, работающих по технологии термопереноса, но, в отличие от термопечати, также требуется риббон — красящая лента. Горячая головка не соприкасается с носителем, а только с риббоном. Она нагревает краску, после чего та наносится на поверхность стикера.
Термотрансферный вид печати этикеток подходит как для бумаги, так и синтетических материалов, а также изготовления цветных и ЧБ наклеек.
Способы печати упаковок
На производствах применяют 4 метода печати картинок, информации на упаковке.
«Высокая» сухая офсетная печать
Краска наносится на резиновую пластину с помощью печатных форм. После этого она создает окончательное изображение, соприкасаясь с носителем. Минусом технологии является риск смешивания цветов, т. к. не всегда краска успевает высохнуть.
Шелкография
Сначала нужно вырезать трафарет и приложить в отверстия бумагу. В формы поступает краска выбранного цвета. Смешивание невозможно, т. к. пигменты не соприкасаются друг с другом, а находятся в пределах вырезанных частей.
Флексография
Печать упаковки происходит с помощью выпуклых форм, похожих на резиновые пластинки. Этот инструмент отличается эластичной структурой, поэтому на упаковке не появятся неровности.
Флексография подходит для любых материалов, включая бумажные пакеты, картон, синтетические пленки.
Горячее тиснение фольгой
На внешнюю поверхность упаковочного материала накладывается металлизированная фольга. Через некоторое время на нем остаются сияющие надписи, картинки. Вы можете использовать фольгу разного цвета для достижения необычных результатов.
Чтобы перенести информацию на упаковку, необходимо подобрать оптимальное давление и установить высокую температуру. Из-за этого не каждый материал выдержит горячее тиснение. Если упаковка сохраняет свойства при нагреве, но не имеет достаточную жесткость, стоит использовать прочную основу.
В основном этот метод применяют для декорирования банок, туб. Для других вариантов упаковки чаще используют шелкографию, флексографию или офсетную печать.
Печать самоклеящихся этикеток в катушках
Самоклейки в катушках в зависимости от состава и требований ко внешнему виду могут печататься путем термотрансферной или термопечати. Их часто используют в качестве основы для изготовления идентификаторов DataMatrix.
Стикеры наносят вручную, реже — с помощью специального оборудования, например, аппликаторов. Однако использование устройств целесообразно только на крупных производствах с тиражом от 20 000 товаров в сутки. Небольшие компании применяют ручной труд — достаточно только убрать верхний слой и приложить стикер к поверхности.
Стикеры в катушках изготавливают по 2 стандартам:
- ЭКО — недорогой вариант без защитного покрытия;
- ТОП — надежные наклейки, которые менее подвержены влиянию влаги, солнца и механическому воздействию.
Этикетки в основном выпускают из бумаги, полиэтилена и полипропилена. Последние 2 материала применяют для маркировки бутылок, канистр, флаконов и продуктов с большим сроком хранения.
Печать круглых этикеток
Круглые этикетки отличаются от аналогов только формой. Их, как и другие варианты стикеров, выпускают из синтетических и бумажных материалов методами флексографии, офисной, глубокой, термотрансферной печати.
Преимуществом круглых этикеток является правильная геометрическая форма, привлекающая внимание покупателей. Однако при их производстве увеличено количество отходов, из-за чего круглые стикеры немного дороже аналогов с похожими характеристиками.
Клеевая основа также может быть любой — съемной (для одежды, посуды, запчастей), постоянной (бутылки, канистры, техника), с усиленным креплением.
В интернет-магазине “Лига Маркет” вы можете заказать и купить наклейки, упаковку и заготовки для их производства с доставкой по Москве и Санкт-Петербургу. Для оптовых клиентов у нас предусмотрена система скидок, позволяющая сэкономить до 30% от стоимости корзины.